Выпуск любой продукции проводится по строго регламентированному технологическому процессу. Однако даже наличие стандартов не гарантирует 100%-ое отсутствие дефектов. Кроме того, даже при условии применения современных технологий, в некоторых отраслях (например, на литейном или стекольном производстве) в нормах изначально прописано допустимое количество выпущенных изделий с браком — полуфабрикатов или деталей, качество и характеристики которых не соответствует нормативно-технической документации.
Разновидность производственного брака
В зависимости от места расположения, брак может быть внешним (легко выявляется, часто до того, как поступает на склады или отгружается покупателям) или внутренним (обычно обнаруживается уже во время сборки или использования). В последнем случае для возвращения приобретенного товара, продавец должен провести независимую экспертизу, которая подтвердит или опровергнет несоответствие свойств и качества изделия заявленным.
Кроме того, дефекты бывают:
- исправимыми или частичными — работа над исправлением такой продукции на предприятии не только технически допустима, но и экономически целесообразна;
неисправимыми или окончательными — устранить брак не представляется возможным.
Также несоответствие качества товара может иметь разные причины. Например, быть не по вине рабочего и тогда оплата за его труд должна производится по оговоренной ставке (согласно текущему законодательству России), или по его ошибке. В этом случае расценки за работу снижаются (с учетом степени годности выпущенного изделия) или оплата не начисляется вовсе (при окончательном браке).
Следует понимать, что брак может встретиться в любом производстве. И лучший инструмент для решения спорных ситуаций и возврата денег покупателю — это экспертиза. Но при установлении, что причиной недостатков товара являются обстоятельства, за которые не отвечает продавец, потребителю придется возместить расходы только за проведение оценки продукции, но и за ее транспортировку и хранение.