Покупка обуви - процесс непростой. В магазине человек может примерять десятки пар, пытаясь найти идеальную по размеру. Но что делать, если, несмотря на все старания, придя домой, обнаруживается, что она или жмёт, или болтается? Является ли это браком и можно ли вернуть или обменять неподошедшую по размеру обувь? В некоторых случаях может проводиться товароведческая эспертиза (как правило, при отказе продавца вернуть либо обменять товар).
Стандарты и правила
Согласно ГОСТу, обувь считается бракованной, если её размер отклоняется от заявленного производителем больше, чем на 5 мм. То есть если на подошве указан размер 37, а реальный размер по шаблону 36 или 38 - это брак. При меньшем отклонении обувь считается годной.
Однако на практике магазины идут навстречу покупателям и принимают претензии по размеру даже в пределах 5 мм. Это связано с индивидуальными особенностями ноги - узкая или широкая, высокий или низкий подъем. Из-за них идеально подошедшая в магазине пара дома может сесть или начать жать.
Очень много россиян сталкиваются с проблемой неподходящих размеров при покупке обуви. Чаще всего это касается женской обуви на каблуке. Из-за перепада веса при ходьбе нога может "усаживаться", и туфля становится мала.
Если обувь жмёт или болтается незначительно, покупатель может потребовать бесплатного ремонта в течение 7 дней или обмена на аналогичную вещь другого размера в течение 14 дней. При выраженном дефекте по размеру (отклонение более 5 мм от заявленного) обувь подлежит возврату как некачественный товар.
Чтобы снизить риск приобретения неподходящей обуви, при покупке рекомендуется:
- Примерять вечером, когда нога чуть отекшая после дневной нагрузки.
- Походить по магазину, имитируя обычную нагрузку при ходьбе.
- Подбирать размер "в запас" - на полразмера или размер больше, если обувь со временем может сесть.
- Для каблука выше 5 см выбирать плотно облегающую модель, чтобы нога в ней не "гуляла".
- Примеривать обе туфли, а не только правую или левую (обычно так делают правши и левши соответственно).
В случае, если продавец не идет навстречу покупателю, можно осуществить экспертную оценку товара. После этого можно обращаться в суд.