Задачи лингвистической экспертизы подробно рассмотрены в основных статьях, которые связаны с определением смысла, значения, значения в контексте ситуативной и коммуникационной роли любых речевых продуктов, то есть текстовых или речевых материалов. Возможно исследование значения, смысла и другие параметры информационных объектов, размером от одного и до неограниченного объема слов. Рассмотрение и изучение различных ситуаций и дел, оказание квалифицированной помощи.
Лингвистическая экспертиза: общая классификация задач
Рассмотрим подробно вопросы, которые ставятся на разрешение эксперта по самым распространенным случаям. Также далее приведена видовая классификация, которая классифицирует задачи экспертизы на: идентификационные, классификационные, диагностические.
В данном случае эксперт отвечает на два вида задач – это диагностические и идентификационные. И это разделение демонстрируется на примере услуги «экспертиза наименований».
Диагностические задачи лингвистической экспертизы решают:
- соответствие нормам языка;
- уникальность, индивидуальность;
- коннотации, отрицательные или положительные;
- каковы этимологические, словообразовательные, ассоциативные системные связи спорного слова (сочетания слов) с лексикой русского языка;
- может ли наименование каким-либо образом вводить в заблуждение;
- не содержит ли наименование явной или скрытой пропаганды вражды, насилия, и других противозаконностей.
Идентификационные задачи лингвистической экспертизы решают:
- сходство общих черт, подвергающихся сравнению: графические, семантические, фонетические, стилистические, или какие-либо другие характеристики;
- тождество (можно ли назвать сходными) различных наименований, которые исследует лингвистическая экспертиза.
Экспертиза текста в «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН»: возможность комплексных исследований
Лингвистическая экспертиза активно помогает расшифровывать видео, звуковых материалы и файлы по следующим видами экспертных исследований, также функционирующие в нашей организации:
- фоноскопическая экспертиза;
- экспертиза аудио и видеозаписей;
- техническая экспертиза документов;
- психолого-лингвистическая экспертиза;
- компьютерно-техническая экспертиза.
Таким образом, информация может быть снята с любых носителей и видов носителей (даже с поврежденных), при помощи наших опытных специалистов, и восстановлена в случаях необходимости. Возможно установление точного, дословного содержания текстов и продуктов речевой деятельности, представленных в любом виде.
Вопросы лингвистической экспертизы
По значению текста и слов, выражений и терминов:
- в определенном интересующем контексте, имеют ли сравниваемые спорные слова, выражения или фрагменты, значение противоположное, или тождественное;
- использовано ли спорное слово, словосочетание, в определенном значении;
- определение максимально определенного значения спорного слова, выражения, фрагмента;
- какое явление, лицо, или предмет определены спорным словом, выражением, словосочетанием, фрагментом.
По некоторым видам правонарушений
Могут исследоваться листовки, публикации, статьи, сообщения, высказывания, выступления, реплики, записки, документы, показания, аудио и видео записи. Содержание интернет-ресурсов, любые текстовые и голосовые сообщения, и другие продукты речевой деятельности.
На примере расследования случаев, связанных с злоупотреблением наркотических веществами, или их оборота, вопросы лингвистической экспертизы могут выглядеть следующим образом:
- могут ли быть обнаружены в материалах экспертизы признаки маскировки содержательных элементов, сокрытия истинного смысла высказываний, текста, сокрытия мотивов и коммуникационных посылов;
- могут ли быть обнаружены в материалах специфические жаргонизмы, использующиеся наркозависимыми, людьми, употребляющими наркотики, или лицами, занимающимися оборотом наркотиков;
- решается вопрос относительно определения темы и содержание разговора или текста, наличие и сущность коммуникационных посылов, роли сторон и участников, а также другие вопросы лингвистической экспертизы, и относящиеся к другим видам исследований.
Клевета в отношении любых лиц, или клевета в отношении служащих следственных, судебных органов, МВД, прокуратуры.
Вопросы:
- какое коммуникативное намерение содержится в спорном тексте;
- может ли быть обнаружено упоминание, информация о другом лице, конкретном лице;
- может ли быть обнаружено негативное упоминание, негативная информация о другом конкретном лице;
- негативная информация о другом лице в спорном тексте присутствует в форме предположения, или в форме утверждения;
- присутствует ли в спорном тексте отрицательная оценка действий, личности определенного лица.
Вопросы, связанные с такой статьей как «Унижение чести, достоинства и деловой репутации»:
- являются ли унижающими честь и достоинство или деловую репутацию лиц, указанных в материалах дела, высказанное или написанное (опубликованное, напечатанное) слово, выражение, текст;
- присутствуют ли в спорном тексте или материале сведения, которые могут порочить достоинство, репутацию определенных лиц, предприятий, компаний, организаций;
- является нейтральной, негативной или позитивной информация в спорном тексте, о лицах, компаниях, предприятиях, организациях;
- содержит, и если да, то какую информацию содержит спорный текст или материал об определенных лицах, предприятиях, компаниях, организациях.
Вопросы, связанные с такими статьями как «Оскорбление», «Неуважение к суду», «Оскорбление представителя власти»
В большинстве случаев объектами исследования в этом случае являются: отдельные слова, термины, выражения, словосочетания, где определяется их значение, значение к контексту ситуации и адресату сообщения. Вопросы:
- кто является адресатом реплик, высказываний, выражений, сообщений, текстов;
- существует ли в этом негативная оценка личности поступков другого лица;
- можно ли обозначить спорные реплики, выражения, термины, сообщения неприличными, бранными, нецензурными, оскорбительными.
Вопросы, связанные со статьей «Угроза, убийство или причинение тяжкого вреда здоровью», 119 УК РФ.
- Содержит ли контекст разговора, другие текстовые или речевые материалы информацию о том, что у конкретного лица были намерения причинения потерпевшему лицу каких-либо нежелательных последствий, в том числе тяжкого вреда здоровью или смерти;
- Содержит ли исследуемый (спорный) материал угрозы, если да, то в какой форме, и какого содержания, а также – по отношению к каким лицам.
Вопросы, связанные со статьей «Провокация взятки либо коммерческого подкупа», ст. 304 УК РФ.
Вопросы следующего характера:
- каково дословное содержание фонограммы разговора, начиная с определенного момента или со слов «…», и заканчивающегося в определенный момент записи, или словами: «…»;
- вопросы по контекстному значению выражений, слов;
- наличие волеизъявлений, речевого воздействия;
- наличие информации, относящейся к взятке или подкупу;
- наличие специальных жаргонизмов.
А также следующие вопросы, относительно выяснения содержания материалов:
- определение тему (темы) материала, содержания разговора (о чем идет речь);
- могут ли быть обнаружены в материале признаки речевого воздействия на адресата;
- могут ли быть обнаружены в материале приказы, давление, требования, указания, просьбы, или другие побуждения (волеизъявления);
- можно ли обнаружить в материале признаки того, что одно лицо просит средства в долг у другого лица;
- по материалу: определение носит ли встреча участвующих в ней лиц характер заранее запланированной или подготовленной;
- можно ли обнаружить в тексте и речи упоминания о получении или передаче денежных средств;
- как можно определить речевые цели участников разговора;
- кого можно определить как инициатора происходящего разговора, или иного вида общения, которое исследуется.
Вопросы, связанные со статьей «Злоупотребление свободой массовой информации», 13.15. КоАП РФ при нарушении ст. 4 Закона Российской Федерации № 2124-1 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации».
Вопросы следующего характера:
- можно ли обнаружить в материалах какие-либо призывы, внушения;
- имеющиеся внушения и призывы можно ли назвать публичными;
- можно ли обнаружить призывы, формулировки, высказывания, фрагменты, оправдывающие террористическую деятельность;
- можно ли обнаружить информацию о террористической деятельности, подаваемую в положительном ключе, позитивную оценку террористической деятельности;
- можно ли обнаружить призывы к организации или ведению террористической деятельности;
- можно ли обнаружить призывы к изменению конституционного строя РФ путем насильственного вмешательства, или к насильственному захвату, или удержанию власти в РФ;
- можно ли обнаружить призывы к совершению насилия над другими гражданами;
- можно ли обнаружить призывы к организации массовых беспорядков;
- присутствует ли в материалах нецензурная брань.
Экспертиза текста по делам об экстремизме
По случаям, связанным с экстремизмом, часто проводится комплексная психолого-лингвистическая экспертиза. Вопросы в таких случаях могут классифицироваться как «психологические», «комплексные», или «лингвистические». В порядке ее проведения мы можем отвечать на следующие вопросы.
Лингвистические вопросы:
- можно ли обнаружить в материалах какие-либо призывы, внушения;
- имеющиеся внушения и призывы можно ли назвать публичными;
- есть ли призывы к изменению конституционного строя РФ путем насильственного вмешательства, или к насильственному захвату, или удержанию власти в РФ;
- есть ли призывы к совершению насилия над другими гражданами;
- есть ли призывы к организации массовых беспорядков;
- есть ли негативные оценки и высказывания, или оскорбления или угрозы в адрес социальных, национальных, религиозных, или иных групп или образований.
Комплексные вопросы:
- можно ли обнаружить в материалах экспертизы пропаганду неполноценности граждан в связи с их принадлежности к различным группам: национальным, религиозным, социальным, профессиональным ит.д.
- можно ли найти в материалах экспертизы призывы к действиям против представителей, относящихся к вышеуказанным различным группам или организациям;
- можно ли обнаружить признаки враждебности, неприязни, ненависти к различным группам и их представителям;
- если такие проявления враждебности и другие указанные выше признаками есть, то с помощью каких слов, выражений, оборотов, терминов, они выражаются;
- при помощи каких стилистических, языковых и других средств формируется в материалах негативный образ оппонента, различных групп и слоев.
Психологические вопросы:
- можно ли найти в материалах признаки психического воздействия на адресатов сообщения;
- и другие вопросы, относящиеся к психологии.
Независимая лингвистическая экспертиза в «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН» рассматривает не только эти, но и многие другие ситуации, связанные с незаконной деятельностью. Обращайтесь за бесплатными консультациями и квалифицированной помощью к специалистам нашей экспертной компании.