Фоноскопическая экспертиза записи голоса, экспертиза видеозаписей: процессуальный порядок
- Материалы, которые предоставляются и которые исследуются. Виды и классификация.
- Правила проведения экспертизы и их соблюдение.
- Научная методика экспертизы фонограмм и видеозаписей.
- Экспертные вопросы фоноскопической экспертизы и экспертизы видео.
- Создание образцов и порядок создания образцов фоноскопической экспертизы разного направления.
- Различные направления работы экспертизы фонограмм и видеозаписей.
Что нужно предоставить
При идентификации личности по голосу и звучащей речи эксперту должны быть предоставлены образцы голоса и звучащей речи лица, подлежащего идентификации. При подготовке сравнительного материала следует учитывать, что на качество фонограммы образца влияет целый ряд факторов, в частности, технические параметры записывающей аппаратуры, акустические характеристики того помещения, в котором производится запись, эмоциональное и физическое состояние проверяемого лица.
Проведение
При производстве фоноскопических экспертиз недопустимо подменять текст дословного содержания фонограммы разговора, установленный профессионалом - экспертом, стенограммой разговора, содержащейся в протоколе осмотра предметов.
Задача экспертов состоит не в том, чтобы быстро расшифровать фонограмму, а в том, чтобы установить дословно (без каких-либо сокращений) содержание разговора, зафиксированного на представленной фонограмме, а значит, предоставить информацию, имеющую действительно доказательственное значение по делу.
Научная методика
Использование средств и методов, разработанных в различных науках для проведения экспертных исследований звукозаписей, позволило криминалистам создать комплексные методики, с помощью которых эксперты имеют возможность решать целый комплекс задач данного рода экспертизы.
В рамках фоноскопической экспертизы могут решаться идентификационные, диагностические, классификационные и ситуационные задачи. Идентификационная группа задач направлена на установление индивидуально – конкретного тождества:
— идентификация личности говорящего по голосу и звучащей речи;
— идентификация средств звукозаписи;
— идентификация источников звука.
Диагностическая группа направлена на установление природы объекта, его целевого назначения, области применения; свойств и состояния объекта, условий его возникновения, функционирования, изменения; механизма взаимодействия объектов, причины появления определенных последствий, результатов:
— установление дословного содержания исследуемых разговоров, в том числе с применением средств улучшения разборчивости речи (шумоочистки);
— установление признаков изменений видео- и звукозаписей, внесенных в процессе записи или после её окончания;
— установление степени подготовленности звучащей речи.
Цель классификационных задач – это установление характеристик (свойств) неизвестного или известного объекта для отнесения его к общепринятому классу. Цель таких исследований установить отношение объекта к определенной группе:
— установление фрагментов с записью звучащей речи;
— установление количества участников исследуемых разговоров;
— установление реплик дикторов с голосами мужской, женской, детской группы;
Ситуационные задачи непосредственно направлены на реконструкцию исследуемого события, ситуации, их внешней обстановки. Такой задачей является, например, установление того, где проводилась запись исследуемой фонограммы: в закрытом помещении, на открытом воздухе, в салоне автомобиля и т.д.
При производстве фоноскопических экспертиз также могут быть решены такие практические задачи, как улучшение характеристики аудио- и видеозаписей, в том числе с применением средств шумоочистки.
Вопросы
В рамках фоноскопической экспертизы на разрешение экспертов могут ставиться следующие вопросы:
- Имеются ли на представленной фонограмме фрагменты с записью звучащей речи?
- Каково дословное содержание разговора, зафиксированного на данной фонограмме (отдельных ее фрагментах)?
- Сколько человек принимало участие в разговоре, записанном на представленной фонограмме?
- Пригодна ли представленная на исследование фонограмма для идентификации говорящего по голосу и звучащей речи?
- Мужская или женская звучащая речь записана на фонограмме?
- Одним или разными лицами произнесена речь, записанная на представленных фонограммах?
- Принадлежат ли голос и звучащая речь, зафиксированные на представленной фонограмме, гр. А., образцы голоса и звучащей речи которого представлены для сравнительного исследования?
- Произнесены ли зафиксированные на представленной фонограмме фрагменты звучащей речи гр. А., Б. или кем-то другим? Какие именно фрагменты произнесены А., какие – Б.?
- Какие сведения, характеризующие говорящего, можно получить по фонограмме его звучащей речи?
- Является ли представленная фонограмма непрерывной записью?
- Является ли данная фонограмма оригиналом или копией?
- Была ли изготовлена данная фонограмма на представленном на экспертное исследование звукозаписывающем устройстве?
- Содержит ли представленная фонограмма признаки монтажа или других изменений, внесенных в процессе записи или после её окончания?
- Какова природа звуковых сигналов, зафиксированных на представленной фонограмме?
- Являются ли звуковые сигналы на фонограмме сигналами конкретного источника (указать источник)?
- Каковы основные характеристики помещения, в котором производилась запись данной фонограммы?
Способы получения образцов для сравнительного исследования
В процессе экспериментальной записи используются различные формы и способы образцов звучащей речи:
— монолог – рассказ проверяемого лица по тематике, связанной с содержанием основной фонограммы. Применяя такую форму получения образцов, можно достигнуть их сопоставимости с исходной записью по смыслу, тематике, интонационной структуре отдельных фраз и высказываний;
— диалог – запись беседы или вопросов следователя, судьи и ответов проверяемого лица;
— чтение заранее неизвестных проверяемому лицу текстов в обычном и в ускоренном темпе.
Повторять чтение текста следует не менее 3-х раз. Если дело касается сообщения о заложенном взрывном устройстве, то текст данного сообщения сначала фиксируется в графической форме (1 вариант), затем в нем меняется порядок слов и предложений (2 вариант). Эти варианты текстов проверяемое лицо должно прочитать не менее 15 раз.
В ходе получения образцов устной речи не следует прерывать проверяемое лицо, надо дать возможность ему свободно высказаться, даже если он отклоняется от темы. Желательно получить образцы живой, свободной речи лица общей длительностью не менее 20-25 минут.
Свободные образцы звучащей речи – это образцы, которые возникли вне связи с расследуемым (рассматриваемым) событием (домашняя фонотека, публичные выступления, лекции и т.п.).