Выбрать категорию

Автороведческая экспертиза и ее возможности

Установление или опровержение авторства текстов, угроз, завещаний, деловых, профессиональных, научных документов и текстов, фальшивых документов, произведений, объектов авторского права, записок, сообщений и других текстовых объектов. Вариации или подробности авторства: принимали ли участие третьи лица, один ли был автор, принимал ли автор участие в создании разных объектов.

Автороведческая экспертиза анализирует отдельные фрагменты, целые документы, сообщения, и массивы текста, знаков письменной речи, выявляя отдельные моменты и закономерности стиля и использования речевых знаков. На основе экспертных методик выявляет авторство.

Экспертиза текста устанавливает индивидуальные особенности письменной речи автора на основе закономерностей речевого поведения, свойств физической реализации речевых высказываний, их восприятия. А также свойств, относящихся к проявлениям определенных профессиональных навыков, образования, подготовки, компетентности. Свойств, относящихся к социально-биографическим признакам автора.

В рамках автороведческой экспертизы решаются задачи идентификационного, классификационного и диагностического характера. Это создает основу для системного научного исследования.

Вопросы и задачи автороведческой экспертизы

Автороведческая экспертиза дает ответы относительно того: был ли автор в адекватном состоянии, под алкогольным, наркотическим, иным воздействием, в состоянии аффекта, стресса физического или психического. Пытался ли автор исказить текст или его смысл. Обладает ли автор специальными познаниями в той или иной области. Характеристики автора половые (гендерные), возрастные, социальные, профессиональные, его образование, и другие характеристики.

Таким образом, автороведческая экспертиза текста может помочь в следующих случаях:

  • выдача произведений (любых текстов, записок и документов) одного человека (нескольких лиц) за произведения другого;
  • создание текстов под диктовку, по инструкции, под давлением, в неадекватных и необычных состояниях;
  • подлинность, истинное авторство, подробности создания, характеристики авторов документов, создаваемых в ходе следствия, и в связи со следствием по самым разным вопросам, и в связи с имевшими место или возможными правонарушениями или происшествиями в любой области;
  • расследования случаев возможного экстремистского поведения, экстремистских высказываний, экстремистского поведения в обществе, в интернет, в социальных сетях;
  • расследование случаев возможных угроз, вне сети интернет и в сети интернет, с помощью различных типов связи;
  • расследования в области психического и информационного воздействия на детей, и разновидностей незаконного бизнеса или процессов, в которых принимают участие несовершеннолетние;
  • различные виды незаконного бизнеса, преступность, мошенничество, а также психологические воздействия, психологические манипуляции;
  • медицинские, психиатрические, психологические исследования;
  • дела об объектах авторских прав;
  • дела о нематериальных активах;
  • дела об объектах культуры, науки и техники, искусства;
  • и другие случаи.

Технические подробности зафиксированных текстов на бумажном носителе изучает в свою очередь техническая экспертиза документов, также функционирующая в «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН». Если речь идет о компьютерных файлах и процессах фиксации текстов с помощью компьютерной и другой современной техники, то в таком случае Вам может помочь компьютерно-техническая экспертиза. С вопросами аудио и видеозаписей работает экспертиза аудио- и видеозаписи.

Автороведческая экспертиза: объекты исследования, сравнительные материалы и образцы

Экспертиза текста исследует любую зафиксированную на материальном носители информацию, письменную речь, текст в любом виде и объеме. Может рассматривать аудио и видеозаписи и любые файлы. Экспертиза может исследовать также представленный на исследование и единичный материал (спорные материалы). Для дачи ответов на некоторые вопросы используются образцы, или «сравнительный материал». Это специально избираемые для работы, или создаваемые для этой цели образцы текстов, письменной, или устной речи.

Эксперты работают с двумя типами материала:

  • спорные материалы: материалы, в отношении которых имеются вопросы;
  • сравнительный материал, или образцы автороведческой экспертизы: тексты и записи, используемые для сравнительного анализа.

Виды образцов письменной или устной речи для помощи автороведческой экспертизе делятся на: «свободные», «условно-свободные», «экспериментальные». Сравнительный анализ при работе со сравнительным материалом во многих случаях дает возможность точно идентифицировать автора и дать его характеристику, некоторые подробности создания текста, и получить ответы на некоторые другие вопросы.

«Свободные» образцы письменной или устной речи для автороведческой экспертизы

«Свободные образцы» для исследования выбираются из уже существующих, в отношении которых нет сомнений в их авторстве. Это тексты и образцы речи, созданные до проведения экспертизы, независимо от данного исследования.

Требования, предъявляемые для образцов:

  • установленная достоверность авторства;
  • совпадение по стилю письма, по форме текста, по функциональному стилю письменной речи;
  • совпадение по тематике, вопросу, ситуации;
  • установленное состояние автора (для некоторых случаев: уверенность в том, что автор в момент создания текста был в определенном психофизическом состоянии, подвергался или не подвергался каким-либо воздействиям).

Самым благоприятным случаем для сравнительного анализа является – свободный сравнительный образец, совпадающий со спорным материалом по различным параметрам (аналогичный функциональный характер текста или сообщения, его тематика, стиль, аналогичное действие в аналогичной ситуации, обращение к тому же лицу, и так далее).

«Условно-свободные» образцы письменной или устной речи для автороведческой экспертизы

Автороведческая экспертиза может исследовать любые тексты и документы, созданные в какой-то связи с расследуемыми событиями, ситуациями, в связи с уже созданным судопроизводственным, административным делом, которое расследуется на данный момент, и в отношении которого необходима судебная экспертиза. Это любые текстовые объекты: сообщения, заявления, прошения, жалобы, объяснительные, показания, и т. д. Не созданные специально для проведения экспертизы.

«Экспериментальные» образцы письменной или устной речи для автороведческой экспертизы

Третья разновидность – тексты или иного типа записи, создаваемые специально для экспертизы как образцы, или «сравнительный материал». Создаются они любыми лицами, имеющими отношение к делу, или третьими лицами, по просьбе должностных лиц, и в присутствии должностных лиц, или по просьбе и в присутствии других лиц, например экспертов.

В работе по созданию экспериментальных образцов создаются образцы, с различными параметрами, идентичные спорным материалам. Могут создаваться и вольные сочинения на любую тему. В ряде случаев по просьбе должностных лиц, экспертов, или других лиц, создаются сочинения на вольную тему, затем – на предложенную тему (возможно с соблюдением предложенных параметров). В ряде случаев с предполагаемым автором спорных материалов или другим лицом прорабатывается не одна тема, и не одна форма и вид текста, а несколько последовательно.

Автороведческая экспертиза: аудио и видео материалы

Для сравнительного исследования автороведческая экспертиза может использовать не только тексты, но и записи устной речи на аудио носителе или видео носителе, или файлы. В «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН» имеются возможности для подробного и точного анализа любых записей на разных носителях. В том числе для проверки на подлинность, авторство, установления подробности производства, отсутствие или наличие искажений и монтажа.

Материалы исследования автороведческой экспертизы

Также как мы уже указывали о параметрах, свободные и условно-свободные образцы избираются, а экспериментальные образцы создаются в большинстве случаев с теми же параметрами, которые присутствуют у спорного материала. Это функциональная принадлежность текста, тематика, стиль, форма, адресат, другие параметры.

Объем сравнительных материалов – не зависит от объема спорных материалов.

Могут создаваться и исследоваться образцы, идентичные по размеру спорным материалам. В случаях, когда рассматриваются высокоинформативные материалы, сложные по другим параметрам материалы, размер сравнительных образцов (совпадающих по некоторым признакам) может создаваться так, чтобы в 10-15 раз превышать объем спорного материала.

Если речь идет об образце письменной речи конкретного лица, то для рассмотрения предпочтителен сравнительный материал в размере не менее 500 слов.

При создании сравнительных материалов экспериментального типа, экспертами и работниками следствия могут создаваться перечни слов, терминов, выражений, словосочетаний и фраз, которые нужно употребить в тексте.

Специальные приемы создания экспериментального образца: образцы могут создаваться под диктовку с применением тех слов и оборотов речи, в которых в спорном материале допущены ошибки. В том числе ошибки орфографии, и пунктуации. При создании таких проверочных образцов, пунктуация при диктовке теста не выделается интонацией. Слова диктуются так, как произносятся в разговорной речи. Сравнительный материал экспериментального типа создается с использованием этих и других приемов.

Задачи автороведческой экспертизы

Диагностические

Диагностические задачи – условия создания текста, состояние автора в момент создания текста. Изучаются возможные факторы, влияющие на результат работы автора: написание текста под диктовку, алкогольное или наркотическое опьянение, стресс, аффекты, психологическое давление, затрудненные или необычные условия создания текста, необычная поза, намеренное или ненамеренное искажение текста и (или) почерка, и другие возможные факторы влияния.

Диагностические вопросы могут ставиться перед экспертами вместе с идентификационными вопросами, или отдельно. Примеры диагностических вопросов:

  • автор текста и его исполнитель – одно и то же лицо, или нет;
  • была ли автором намеренно искажена в тексте письменная речь, выражение мыслей, почерк;
  • в каком состоянии автором был создан текст, можно ли говорить о затрудненном или необычном психологическом или физическом состоянии, воздействии.

Идентификационные задачи автороведческой экспертизы

Идентификационные задачи – групповые характеристики автора (авторов) текста, и авторство текста. Примеры идентификационных вопросов:

  • кем из лиц, чьи образцы текста рассматриваются, или кем из рассматриваемых лиц выполнен текст, запись речи, цифровые, буквенные или иные записи;
  • является ли конкретное лицо автором или исполнителем спорного материала;
  • согласно общим признакам почерка и содержания текста или записи, одним лицом или разными лицами создан или исполнен текст, или отдельная часть текста;
  • является ли конкретное лицо автором нескольких спорных материалов, или одного или нескольких фрагментов спорных материалов.

Во многих случаях перед индивидуальной идентификацией проводится групповая идентификация автора текста. Это связано с тем, что иногда по общим групповым признакам речи, текста и почерка есть возможность исключить конкретное лицо из числа предполагаемых исполнителей.

Классификационные задачи автороведческой экспертизы

Классификационные задачи – пол, возраст, и другие социально-биографические характеристики автора текста. А также его профессиональные признаки. Примеры классификационных вопросов:

  • что можно сказать об уровне образования (образовательном уровне) автора текста;
  • является ли данный язык родным для автора;
  • насколько автор владеет данной формой, стилем письменной речи, письменного речевого обращения, документа;
  • какова компетентность автора в данном вопросе, данной теме;
  • что можно сказать о возрасте, и половой принадлежности автора;
  • что можно сказать о роде занятий автора.

Таким образом, с помощью техники исследования, выявления и сравнительного анализа системы письменной речи разного типа, могут идентифицироваться авторы текстов, признаки авторов, условия создания текстов.

Автороведческая экспертиза ЕСИН: приглашаем к сотрудничеству

Автороведческая экспертиза в «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН» ведет свою работу в соответствии с Конституцией РФ, ст. 41 Федерального закона РФ № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом № 135-ФЗ от 29.07.1998 г., УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ.

Вы можете связаться с нами по бесплатному номеру из любой точки страны, с помощью электронной почты, приехать в офисы в Москве или Нижнем Новгороде, а также обратиться к нам через все популярные социальные сети. Подробную контактную информацию Вы найдете на любой странице этого сайта внизу. Ждём Вас!