Выбрать категорию

Психологическая экспертиза, психологическое исследование

Исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в исследуемый момент. Определяется состояния аффекта, психологический анализ личности участников исследуемого процесса.

Независимая психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, определение состояния аффекта, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса.

Психологическая экспертиза

Общим объектом психологической экспертизы является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимый период. Экспертному психологическому исследованию подвергаются:

 — живые лица, требующие очного обследования;

 — лица, в отношении которых обследование проводится заочно ( в отсутствии лица либо в отношении умершего лица, посмертные);

 — вещественные доказательства: тексты (рукописные, печатные), видео- и аудиозаписи, предметы;

 — документы и материалы дела.

Специфика объекта психологической экспертизы обусловлена недоступностью психики непосредственному познанию. Однако исследование психической деятельности возможно через анализ действий и поступков, являющихся отражением этой деятельности. Эксперт-психолог получает информацию из материальных источников, а также путем экспертного психологического обследования живых лиц с применением соответствующих методов. При этом зафиксированные результаты экспериментально-психологического обследования также становятся источниками информации, которые содержат общие психологические сведения о субъекте и сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности (в том числе поведения) субъекта в определенный период.

Экспертному исследованию и анализу подвергаются показания родственников и знакомых, неформальные характеристики, трудовые книжки; послужные списки; авторские произведения, письма, дневниковые записи и проч.; справки, медицинская документация; показания участников процесса; письменные доказательства, вещественные доказательства; аудио- и видеозаписи; заключения других экспертиз: медицинской, психиатрической, криминалистической, например, портретной, фоноскопической, автороведческой, почерковедческой и др. Изучение и анализ материалов дела является основным методом психологической экспертизы.

Психологическая экспертиза личности

Такая экспертиза проводится в случаях, когда следствию (суду) необходим «психологический» портрет обвиняемого, информация о механизмах поведения обвиняемого, психологических мотивах его поступков (действий). При назначении экспертизы необходимо указывать, какие конкретно психологические качества интересуют следствие или суд.

В рамках данного вида психологической экспертизы может быть поставлен вопрос:

  • Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Имеются ли у несовершеннолетнего [ФИО] признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием? Если да, то в чем конкретно они выражаются?
  • Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, был ли испытуемый [ФИО] в состоянии в полной мере сознавать характер и значение своих действий?
  • Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, в какой мере он мог руководить своими действиями?
  • Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение [ФИО] в исследуемой ситуации?
  • Учитывая индивидуальные особенности зрения (или органов чувств) и конкретные условия, в которых происходило событие (указать какое), был ли испытуемый [ФИО] в состоянии правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (конкретизировать)?
  • Учитывая психическое состояние [ФИО] в момент восприятия, был ли он способен правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, запоминать их и давать о них правильные показания?
  • Имеются ли у испытуемого [ФИО] признаки повышенной внушаемости?
  • Свойственна ли ему повышенная склонность к фантазированию?
  • Имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти?
  • Может ли испытуемый (при выявленном у него уровне развития речи) давать правильные показания?

Вопросы, решаемые психологической экспертизой несовершеннолетних по уголовным делам 

Психологическое исследование аудио- и видеозаписей с целью диагностирования наличия/отсутствия признаков оказания психического воздействия на конкретное лицо, группу лиц

Подобные исследования проводятся в случаях, когда обвиняемый (-ые) утверждает (-ют), что свои показания, зафиксированные с помощью средств аудио- и видеозаписи, он/они давал/-и под влиянием допрашивающего лица или иных лиц, присутствующих при проведении следственного действия.

Вопросы, которые могут быть решены в рамках такого исследования:

  • Имеются ли на представленной записи признаки психического воздействия на испытуемого со стороны допрашивающего либо третьих лиц?
  • В каком эмоциональном состоянии находился испытуемый (допрашиваемый) в период допроса (другого следственного действия)?
  • Каким образом это эмоциональное состояние могло повлиять на показания испытуемого (допрашиваемого) в ходе следствия?
  • Какие психологические факторы свидетельствуют в пользу достоверности показаний испытуемого, а какие - против?

Одновременно проводится психологическое обследование испытуемого.

Для достижения наилучшего результата такие исследования проводятся в рамках комплексных экспертиз: видеофонографической и психологической либо видеофонографической и психолого-лингвистической. 

По гражданским делам:

По фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании:

  • Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка (детей) и его (их) родителей, систему их эмоциональных отношений, взаимоотношений между ними, а также конкретную ситуацию, с кем из родителей с психологической точки зрения наиболее благоприятно постоянное проживание ребенка (детей)?
  • Учитывая психологические факторы, каким образом должно осуществляться участие родителей в воспитании ребенка (детей)?
  • Учитывая сложившиеся эмоциональные взаимосвязи матери и ребенка, условия ее проживания, интересы ребенка, возможно ли увеличение сроков общения ребенка с матерью в соответствии с предъявляемыми ею требованиями (указать требования)? Какой график общения матери с ребенком наиболее приемлем? 

По определению факта причинения морального вреда:

  • Имеются ли у испытуемого, а если имеются, то какие, индивидуально-психологические особенности, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективного переживания им действий и высказываний ответчика?
  • В какой мере отразились действия и высказывания ответчика на основных показателях психического состояния и деятельности испытуемого?
  • Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей испытуемого, не нанесен ли ущерб?
  • Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности испытуемого, а если имеются, то в чем они выражаются?
  • Если таковые изменения обнаружены, состоят ли они в причинной связи с действиями ответчика? 

По делам о сделках, совершенных лицами с пороками воли:

  • Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и конкретные обстоятельства заключения сделки (указать, какой), мог ли испытуемый в полной мере сознавать значение своих действий, их правовые и имущественные последствия?
  • В какой мере он мог руководить своими действиями?
  • Свойственна ли испытуемому повышенная внушаемость?
  • Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Не находился ли испытуемый в момент заключения сделки в психическом состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его способность понимать значение своих действий и руководить ими? 

Специалисты компании проконсультируют Вас по следующим вопросам:

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальном насилии:

  • Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, была ли испытуемая в состоянии понимать характер и значение совершаемых с ней действий?
  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и содержание исследуемой ситуации, была ли испытуемая в состоянии оказывать сопротивление?
  • Какие индивидуально-психологические особенности Н. могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
  • Не находилась ли испытуемая в исследуемый период в эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на ее сознание и психическую деятельность? Если да, то каким образом?
  • Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, был ли несовершеннолетний в состоянии адекватно оценивать мотивы поведения потерпевшей и ее психическое состояние в исследуемый период? 

Судебно-психологическая экспертиза с целью определения физиологического состояния аффекта и иных эмоциональных состояний:

  • Не находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
  • Не находился ли он в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Учитывая психическое состояние и индивидуально-психологические особенности испытуемого, а также обстоятельства дела, мог ли он точно соотносить свои оборонительные действия с объективными требованиями ситуации? 

Посмертная судебно-психологическая экспертиза:

  • Находился ли погибший в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?
  • Если погибший находился в предрасполагавшем к самоубийству состоянии в период, предшествовавший смерти, чем это состояние могло быть вызвано?
Судебно-психологическая экспертиза по делам об авариях на транспорте и на производстве. Данная экспертиза назначается в тех случаях, когда следователь имеет основания полагать, что в момент аварии требования ситуации превышали индивидуально-психологические особенности человека, и он находился в психическом состоянии, делавшем невозможным либо затруднительным выполнение профессиональных функций. Назначить судебную психологическую экспертизу.

 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Был ли испытуемый способен, учитывая его индивидуально-психологические особенности и психическое состояние, правильно оценить ситуацию (или ее элементы), принять правильное решение и реализовать его?
  • Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?
  • Соответствует ли уровень сформированности профессиональных навыков у испытуемого требованиям конкретной ситуации?

Психологическое исследование

Диагностика и экспертные заключения по результатам психологического обследования детей, подростков и взрослых:

Исследование психологической готовности ребенка к школе
(для дошкольников и младших школьников)

ДЛЯ ЧЕГО?
В последние годы значительно возросло количество обращений к психологам со стороны родителей младших школьников с единственной проблемой – ребенок отказывается ходить в школу, наотрез отказывается учиться. Хотя до этого ребенок нормально посещал детский сад, подготовительные занятия и внешне «не было никаких проблем». В таких обращениях со стороны родителей часто звучит слово «гиперактивность» - термин, который используют школьные педагоги, не задумываясь о его точном (медицинском) значении, и путая его с обычной активностью здорового ребенка. Однако родителям необходимо понимать принципиальное различие между болезненной «гиперактивностью» и нормальной активностью ребенка, понимать, в чем состоит различие.

Определить, что именно происходит с вашим ребенком, в чем причина нежелания учиться, связано ли оно с недоразвитием психических функций, с темпераментом ребенка или эмоциональным фоном в школе - в этом поможет разобраться специальная диагностика, которую необходимо провести с ребенком и получить ответы на ваши вопросы.

Мы проводим:
  • Диагностику состояния психических функций (мышление, память, внимание);
  • Диагностику структуры интеллекта;
  • Диагностику школьной тревожности.
Исследование эмоционального климата в семье, детско-родительских и внутрисемейных отношений

ДЛЯ ЧЕГО?
Ни для кого не секрет, что на ребенка, его учебу, его поведение (в том числе деструктивное) влияет, прежде всего, тот психологический семейный климат, в котором ребенок живет и развивается. Часто родители (а тем более бабушки и дедушки) сами не замечают, что именно они становятся причиной эмоциональных, психологических и поведенческих проблем, ярким «выразителем» которых оказывается ребенок. Чтобы понять истоки указанных проблем и определить стратегию их преодоления, необходимо провести глубинный анализ семейных взаимоотношений всех сторон конфликта. Психологическая экспертиза ребенка.

Для этого мы проведем:
  • Диагностику детско-родительских и семейных отношений;
  • Диагностику стилей воспитания;
  • Диагностику эмоционального состояния ребенка и взрослого;
  • Диагностику характера личности ребенка и взрослых и особенностей их взаимоотношений.
Исследование индивидуальных особенностей при профотборе

ДЛЯ ЧЕГО?
Далеко не каждый старшеклассник к 9-му или даже к 11-му классу знает, чем бы он хотел заниматься в дальнейшей - профессиональной жизни. Бывает и так, что подростка раздирают противоречия, иногда прямо противоположные. С одной стороны, хочется быть врачом, с другой – изучать юриспруденцию. Или – вообще ничего не хочется, но родители настаивают на выборе, потому что «время поджимает». Иногда выбор делают спонтанно, наспех, молодые люди не задумываются о том, как именно они будут реализовываться в будущей профессии и хватит ли у них для этого личных ресурсов. И неудивительно, ведь выбор часто делается с ориентацией на какой-то яркий пример: эффектное выступление адвоката или красивый костюм военного. Это естественно для молодого человека.

Поэтому никогда не будет лишним узнать о том, на какие свои личные способности, особенности темперамента и характера можно будет опираться, выбирая ту или иную профессию. И поможет вам в этом грамотная психологическая диагностика:
  • Диагностика способностей к определенным видам профессиональной деятельности (подростки и уже работающие взрослые);
  • Диагностика готовности к профессиональной деятельности (стрессоустойчивость, склонность к лидерству, конфликтность, работоспособность, эмоциональное выгорание и другие индивидуальные особенности) – эти показатели могут быть исследованы как для старшеклассников или студентов, так и уже для работающих специалистов разных уровней.